О работе:
Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлечённо писал на протяжении всей своей жизни. Шишкин написал её в год своей смерти. Картина словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры, свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утратил твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки.
Пейзаж представляет зрителю высший летний рассвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев. Сосна - одна из них.
«Корабельная роща» демонстрирует потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета — на своем месте. Шишкина часто упрекали в том, что он необыкновенно силён в роли рисовальщика, а как колорист уступает современникам (тому же Куинджи, с которым его часто сравнивали). Своей последней работой художник блестяще опровергает эти мнения.
У картины есть еще одна характерная особенность — она является не только жизнелюбивым, если позволителен такой оксюморон, прощанием с миром, но и более узко - прощанием с родной землёй, с прикамскими просторами, в которых он всегда черпал силу и вдохновение. Создавая «Корабельную рощу», Шишкин активно использовал свои пленэрные этюды, сделанные на родине, в Елабуге. Один из них он собственноручно подписал: «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги».
Мощные стволы сосен, с пятнами тени от раскидистых крон на них, — выписаны любовно и подробно, вплоть до мельчайших чешуек коры.
Граница между светом и тенью слегка размыта плывущим и дрожащим в жарком летнем мареве воздухом.
Изгородь, ломаной линией «переправляющаяся» через ручей, косвенным образом вводит человека в пейзаж, таким образом внося в образ мира последнюю полноту.
Молодые сосенки, зелёная трава на поляне, песчаная почва — всё это демонстрирует разнообразие шишкинского мазка, обусловленного задачей максимального выявления формы и фактуры деталей пейзажа.