О работе:
По результатам недавно проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским «Богатырям». Более 15% опрошенных назвали ее «символом русского искусства».
Предполагается, что её «сюжет» подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи — Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту картину, снял подпись Савицкого, считая полотно оригинальным произведением Шишкина. И справедливо - вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора»; медведей он писал по эскизам, предложенным Шишкиным. У этого произведения есть и «первая серия» — это «Туман в сосновом лесу», созданный годом ранее и ныне «прописанный» в одном из частных собраний в Чехии.
Верхней границей картины Шишкин как бы срезает сосны, тем самым подчеркивая их громадность. Этот приём характерен для всего его творчества.
В первоначальных эскизах присутствовало лишь два медведя. В конечном варианте их стало больше; само включение медведей выводит пейзаж в жанровое «пограничье», дополняя его элементами жанровой сценки.
Искусно написанный туман, еще не рассеявшийся в лучах солнца, указывает на время суток, вынесенное в название картины, — это именно утро.
Поваленная сосна с вырванными из земли корнями создает ощущение глухого соснового леса, где только и могут резвиться на воле медведи.
Другие названия картины:
- Утро в сосновом бору