О работе:
За «Оттепель» Фёдор Васильев получил в феврале 1871 года первую премию на конкурсе Общества поощрения художников. Успех картина имела самый широкий — и не только в художественных кругах. В апреле молодой художник выполнил её копию по особой просьбе великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III (именно эта авторская копия здесь воспроизводится).
В 1872 году петербургская Академия художеств отправила этот пейзаж Васильева на Всемирную выставку в Лондон. Увидев его, корреспондент одной из британских газет написал: «Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели... Не он ли настоящий артист для этой задачи!»
Даже неискушенному в пейзажной живописи зрителю «Оттепель» Васильева отчётливо напомнит картины Саврасова. В ней есть тот же тонкий лиризм в сочетании с глубоким знанием природы и русской действительности, та же выразительная мягкость красок и ощущение достоверности, что и в лучших полотнах автора знаменитых «Грачей».
Над ландшафтом, унылым и просторным одновременно, нависло низкое, набухшее влагой небо.
Низкая изба со слепым окошком и криво стелющимся из трубы дымом — это как бы квинтэссенция той России, которая, по слову классика, «всех краёв дороже» подлинно-русскому человеку.
Глубокие следы от полозьев саней, затопленные чёрной талой водой, как бы вводят зрителя в пространство картины, увлекают его в глубь её.
Старик и ребёнок, стоящие посреди дороги, не оживляют пейзаж, а, напротив, сообщают ему ещё большую «покинутость» и уныние.
Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в течение одного месяца. В конкурсной выставке Общества поощрения художников картина соперничала с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки.
Ниже первоначальный вариант картины «Оттепель».