О работе:
«Болото в лесу» было написано, по-видимому, в том же 1872 году, что и «Заброшенная мельница». Картина не была закончена по причине смерти художника. Первое, что обращает на себя внимание в этой картине, — это звучащие в ней чистые краски среднерусской осени. Любовь Васильева к русской природе, к её влажным лесам и обширным, открытым небу полям, удвоилась в Крыму, стиснутом горами. Крымские ландшафты вдохновляли его гораздо меньше, чем оставленная Россия (художник всегда разделял Крым и Россию, не находя в первом, того, что он так любил в последней).
Особенную привязанность питал он к такой, на первый взгляд «малохудожественной» подробности русского пейзажа, как болото, и тосковал по ней на юге. «О, болото, болото! — писал он из Крыма Крамскому. — Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины».
«Болото» — не пленэрная картина. Васильев писал её, живя в Крыму и пользуясь старыми набросками. Однако в ней есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силою мысли и своего творческого воображения художник переносится в тот болотистый и березовый край, который он вынужден был навсегда оставить.
Будучи «колористом от Бога», Васильев замечательно чувствовал наиболее звучные соотношения цветов. Так, пламенеющая осенняя листва очень выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи.
Могучие дубы, возвышающиеся на берегу болотины, как бы подпирают своими ветвями небо, задавая основную вертикаль композиции.
Едва намеченные цапли на переднем и среднем планах картины, кажется, «перелетели» сюда из «Заброшенной мельницы».
Другие названия картины
- Осень на болоте
- Осень в лесу
- Осенний пейзаж