Клод Оскар Моне

Клод Оскар Моне

8835
Клод Оскар Моне

1840

Родился в Париже,в семье зажиточного бакалейщика

1845

Семья Моне переезжает в Гавр,в устье реки Сены

1858

Знакомится с художником-пейзажистом Эженом Буденом,который воодушевляет Моне на то,чтобы писать на природе (новаторская идея по тем временам)

1859

Приезжает в Париж,чтобы продолжить учебу,и знакомится с Писсарро

1861

Отправляется в армию и проходит службу в Алжире,но вскоре заболевает и его демобилизуют

1862

Дружба с Ренуаром,Сислеем и Базилем

1870

Женится на Камилле Донсъё,от которой у него уже родился сын Жак. Скрывается в Лондоне от мобилизации во время Франко-прусской войны. Изучает работы Констебла и Тёрнера,знакомится с влиятельным французским торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем

1871

Возвращается во Францию,чтобы поселиться в Аржантёе,в прекрасной излучине Сены,близ Парижа

1874

Первая "импрессионистская"выставка в Париже

1879

После долгой болезни умирает Камилла,оставляя Моне с двумя сыновьями

1883

Переезжает в Живерни,красивое место на берегу реки Эпт,примерно в 65 километрах от Парижа

1892

Женится на Алисе Гошеде,которая была возлюбленной художниками на протяжении ряда лет

1899

Сосредоточивается на изображении сада с водоемом (знаменитый пруд с кувшинками),который он сам устроил возле своего дома в Живерни

1908

Начинает терять зрение,но до 1923 года не соглашается на операцию,опасаясь полностью ослепнуть. Операция проходит успешно,и Мастер продолжает писать,живя под присмотром преданной ему приемной дочери Бланш Гошеде-Моне

1926

Умирает в Живерни,снискав богатство и признание

КЛОД ОСКАР МОНЕ родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовый город Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. Его отец, Адольф, работал у своего зятя, который вел оптовую торговлю бакалейными товарами.

ТАЛАНТ К РИСОВАНИЮ

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного - рисования, где Клод проявлял врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела, хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

Приблизительно в тоже время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе, поскольку считал, что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом. Много лет спустя он писал Будену:"Я не забыл о том, что именно вы первым научили меня видеть и понимать".

1859-1860 годы Моне - отцу все-таки пришлось отпустить сына - проводить в Париж, где тот изучает искусство. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца. Однако в 1861 - 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощь, давая уроки мастерства.

ПАРИЖСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ГЛЕЙРА

Осенью 1862 года Моне возвращается в Париж и становится учеником Шарля Глейра, известного в то время живописца. Уроки в мастерской Глейра не много дали Моне, но здесь он познакомился с молодыми художниками, некоторые из них стали не только его друзьями, но и вошли в группу импрессионистов.

В мастерской Глейра Моне оставался до 1864 года. На следующий год Парижский Салон отобрал две его картины для своей ежегодной выставки, и это была едва ли не единственная возможность для художника стать известным широкой публике.

Однако Моне не удалось удержаться на гребне первоначального успеха. В 1867 году безденежье вынудило его вернутся в Гавр. К этому времени у него была возлюбленная, Камила Донсьё, с которой он познакомился в 1865 году, родившая ему сына в Париже в то время, когда сам Моне находится в доме своего отца. Вероятно, этот период в жизни Моне был наихудшим в его жизни. У художника начались проблемы со зрением, хотя, слава Богу, они оказались временными.

Камилла Донсье, 1871 г.
Камилла Моне в японском костюме, 1876 г.
Камилла и Жан Моне в саду в Аржантее, 1873 г.
Камилла на пляже в Трувиле, 1870 г.
Камилла Моне на скамейке в саду, 1873 г.

В 1870 году Моне женился на Камилле. Вскоре разразилась Франко-прусская война. С целью избежать призыва в армию художник перебрался в Англию. В Лондоне Моне оставался около года и познакомился там с торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем. Он стал другом Моне, начал серьезно поддерживать его. В конце 1871 года Моне возвратился в Париж и нанял дом в Аржантёе, небольшом городке на берегу Сены.

СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ В АРЖАНТЁЕ

Моне был совершенно очарован лодками, мостами, рекой и природой вокруг Аржантёя, а его картины и рисунки, относящиеся к тому периоду, с полным основанием можно назвать самыми солнечными в его жизни. Аржантёй оставался для Моне домом до 1878 года. Здесь его часто навещали друзья, в том числе Мане, Ренуар и Сислей, и их работы также несут отпечаток счастливой, спокойной атмосферы этого места.

Мост в Аржантее, Серая погода, 1874 г.
Мост в Аржантее, 1884 г.
Старая улица, Аржантей, 1872 г.
Снег в Аржантее, 1875 г.
Бассейн Аржантейского моря с моста, 1874 г.

В 1874 году импрессионисты устроили в Париже групповую выставку своих работ. Впрочем, в то время они называли себя ещё "Акционерным обществом художников-живописцев", это чуть позже кто-то из обозревателей прицепился к названию одной из картин Моне - "Впечатление. Восход солнца", в результате чего и родилось название - импрессионизм. Сами художники начали официально называть себя импрессионистами с 1877 года, когда их работы составили треть от общего числа картин, выставленных на совместной выставке. Подобные выставки помогали импрессионистам понемногу укрепить свою репутацию по мере того, как зрители начинали привыкать к ярким цветам и небрежным мазкам на их полотнах.

ПЕРЕЕЗД В ВЕТЁЙ

На короткое время Моне доверил ведение своих финансовых дел Эрнесту Гошеде, бизнесмену, покупавшему картины художника. К несчастью, в 1878 году Гошеде обанкротился. На следующий год семьи Моне и Гошеде объединили оставшиеся у них деньги и переехали в Ветёй, деревушку на берегу Сены в 65 километрах к северо-западу от Парижа.

Алиса Гошеде Моне
Алиса Гошеде в саду, 1881 г.
Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко Венеции 6 октября 1908 г.

Вскоре после переезда рождается второй сын Моне, Мишель. Однако здоровье Камиллы стремительно угасает, и в сентябре 1879 года она умирает. Вероятно, на какое-то время завязывается роман между Моне и Алисой Гошеде, её муж, Эрнест, уезжает, оставив Клода и Алису с восемью детьми на руках. В конце концов, Моне женится на Алисе, но это происходит только в 1892 году, после смерти её первого мужа. В 1881 году семейство Моне покидает Ветёй и в 1883 переселяется в Живерни, другую деревушку на берегу Сены. Именно здесь Моне и провел остаток своей долгой жизни.

ГОДЫ В ЖИВЕРНИ

К этому времени карьера Моне круто пошла в гору, и это дает ему возможность выкупить в 1890 году дом, в котором жила его семья. К 50 годам Моне стал вполне обеспеченным человеком. Этот успех позволил ему расширить сад в Живерни, который стал теперь самой большой его любовью, и едва ли не единственным объектом, который Моне изображал на своих поздних полотнах.

Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 году, и с тех пор поток туристов не иссякает, что является подтверждением любви и признательности к одному из величайших художников всех времен.

Скалы в Фалезе около Живерни, 1885 г.
Дом художника в Живерни, 1913 г.
Зима в Живерни, 1885 г.
Клод Моне 1926 г. одна из последних фотографий
Клод Моне в саду
Клод Моне в кровати, после операции  1923 г.
Клод Моне 1920 г.
Клод Моне дома
Моне гроба на кладбище в Живерни,8 декабря 1926 г.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Клод Моне - Стиль и техника

Смотрите также