Клод Оскар Моне

Клод Оскар Моне

8351
Клод Оскар Моне

1840

Родился в Париже,в семье зажиточного бакалейщика

1845

Семья Моне переезжает в Гавр,в устье реки Сены

1858

Знакомится с художником-пейзажистом Эженом Буденом,который воодушевляет Моне на то,чтобы писать на природе (новаторская идея по тем временам)

1859

Приезжает в Париж,чтобы продолжить учебу,и знакомится с Писсарро

1861

Отправляется в армию и проходит службу в Алжире,но вскоре заболевает и его демобилизуют

1862

Дружба с Ренуаром,Сислеем и Базилем

1870

Женится на Камилле Донсъё,от которой у него уже родился сын Жак. Скрывается в Лондоне от мобилизации во время Франко-прусской войны. Изучает работы Констебла и Тёрнера,знакомится с влиятельным французским торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем

1871

Возвращается во Францию,чтобы поселиться в Аржантёе,в прекрасной излучине Сены,близ Парижа

1874

Первая "импрессионистская"выставка в Париже

1879

После долгой болезни умирает Камилла,оставляя Моне с двумя сыновьями

1883

Переезжает в Живерни,красивое место на берегу реки Эпт,примерно в 65 километрах от Парижа

1892

Женится на Алисе Гошеде,которая была возлюбленной художниками на протяжении ряда лет

1899

Сосредоточивается на изображении сада с водоемом (знаменитый пруд с кувшинками),который он сам устроил возле своего дома в Живерни

1908

Начинает терять зрение,но до 1923 года не соглашается на операцию,опасаясь полностью ослепнуть. Операция проходит успешно,и Мастер продолжает писать,живя под присмотром преданной ему приемной дочери Бланш Гошеде-Моне

1926

Умирает в Живерни,снискав богатство и признание

КЛОД ОСКАР МОНЕ родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему художнику исполнилось пять лет,его семья переехала в портовый город Гавр на побережье Нормандии,где и прошли детство и ранняя юность Моне. Его отец,Адольф,работал у своего зятя,который вел оптовую торговлю бакалейными товарами.

ТАЛАНТ К РИСОВАНИЮ

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам,за исключением одного - рисования,где Клод проявлял врожденный талант художника,и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына,надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела,хорошо зная о том,насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки,Мари Жанны Лекадр,художницы-дилетантки,которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

Приблизительно в тоже время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом,который убедил Клода потренироваться на ландшафтах,и юный Моне,которому тогда было около шестнадцати,обнаружил,что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе,поскольку считал,что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей,и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника,так и для всего импрессионизма в целом. Много лет спустя он писал Будену:"Я не забыл о том,что именно вы первым научили меня видеть и понимать".

1859-1860 годы Моне - отцу все-таки пришлось отпустить сына - проводить в Париж,где тот изучает искусство. Его студенческая жизнь,как и первые годы карьеры художника,часто омрачалась финансовыми затруднениями,поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца. Однако в 1861 - 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки,но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр,Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден,Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощь,давая уроки мастерства.

ПАРИЖСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ГЛЕЙРА

Осенью 1862 года Моне возвращается в Париж и становится учеником Шарля Глейра,известного в то время живописца. Уроки в мастерской Глейра не много дали Моне,но здесь он познакомился с молодыми художниками,некоторые из них стали не только его друзьями,но и вошли в группу импрессионистов.

В мастерской Глейра Моне оставался до 1864 года. На следующий год Парижский Салон отобрал две его картины для своей ежегодной выставки,и это была едва ли не единственная возможность для художника стать известным широкой публике.

Однако Моне не удалось удержаться на гребне первоначального успеха. В 1867 году безденежье вынудило его вернутся в Гавр. К этому времени у него была возлюбленная,Камила Донсьё,с которой он познакомился в 1865 году,родившая ему сына в Париже в то время,когда сам Моне находится в доме своего отца. Вероятно,этот период в жизни Моне был наихудшим в его жизни. У художника начались проблемы со зрением,хотя,слава Богу,они оказались временными.

Камилла Донсье,1871 г.
Камилла Моне в японском костюме,1876 г.
Камилла и Жан Моне в саду в Аржантее,1873 г.
Камилла на пляже в Трувиле,1870 г.
Камилла Моне на скамейке в саду,1873 г.

В 1870 году Моне женился на Камилле. Вскоре разразилась Франко-прусская война. С целью избежать призыва в армию художник перебрался в Англию. В Лондоне Моне оставался около года и познакомился там с торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем. Он стал другом Моне,начал серьезно поддерживать его. В конце 1871 года Моне возвратился в Париж и нанял дом в Аржантёе,небольшом городке на берегу Сены.

СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ В АРЖАНТЁЕ

Моне был совершенно очарован лодками,мостами,рекой и природой вокруг Аржантёя,а его картины и рисунки,относящиеся к тому периоду,с полным основанием можно назвать самыми солнечными в его жизни. Аржантёй оставался для Моне домом до 1878 года. Здесь его часто навещали друзья,в том числе Мане,Ренуар и Сислей,и их работы также несут отпечаток счастливой,спокойной атмосферы этого места.

Мост в Аржантее,Серая погода,1874 г.
Мост в Аржантее,1884 г.
Старая улица,Аржантей,1872 г.
Снег в Аржантее,1875 г.
Бассейн Аржантейского моря с моста,1874 г.

В 1874 году импрессионисты устроили в Париже групповую выставку своих работ. Впрочем,в то время они называли себя ещё "Акционерным обществом художников-живописцев",это чуть позже кто-то из обозревателей прицепился к названию одной из картин Моне - "Впечатление. Восход солнца",в результате чего и родилось название - импрессионизм. Сами художники начали официально называть себя импрессионистами с 1877 года,когда их работы составили треть от общего числа картин,выставленных на совместной выставке. Подобные выставки помогали импрессионистам понемногу укрепить свою репутацию по мере того,как зрители начинали привыкать к ярким цветам и небрежным мазкам на их полотнах.

ПЕРЕЕЗД В ВЕТЁЙ

На короткое время Моне доверил ведение своих финансовых дел Эрнесту Гошеде,бизнесмену,покупавшему картины художника. К несчастью,в 1878 году Гошеде обанкротился. На следующий год семьи Моне и Гошеде объединили оставшиеся у них деньги и переехали в Ветёй,деревушку на берегу Сены в 65 километрах к северо-западу от Парижа.

Алиса Гошеде Моне
Алиса Гошеде в саду,1881 г.
Клод Моне и Алиса Гошеде на площади Сан Марко Венеции 6 октября 1908 г.

Вскоре после переезда рождается второй сын Моне,Мишель. Однако здоровье Камиллы стремительно угасает,и в сентябре 1879 года она умирает. Вероятно,на какое-то время завязывается роман между Моне и Алисой Гошеде,её муж,Эрнест,уезжает,оставив Клода и Алису с восемью детьми на руках. В конце концов,Моне женится на Алисе,но это происходит только в 1892 году,после смерти её первого мужа. В 1881 году семейство Моне покидает Ветёй и в 1883 переселяется в Живерни,другую деревушку на берегу Сены. Именно здесь Моне и провел остаток своей долгой жизни.

ГОДЫ В ЖИВЕРНИ

К этому времени карьера Моне круто пошла в гору,и это дает ему возможность выкупить в 1890 году дом,в котором жила его семья. К 50 годам Моне стал вполне обеспеченным человеком. Этот успех позволил ему расширить сад в Живерни,который стал теперь самой большой его любовью,и едва ли не единственным объектом,который Моне изображал на своих поздних полотнах.

Невзирая на ухудшающееся зрение,Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет,он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 году,и с тех пор поток туристов не иссякает,что является подтверждением любви и признательности к одному из величайших художников всех времен.

Скалы в Фалезе около Живерни,1885 г.
Дом художника в Живерни,1913 г.
Зима в Живерни,1885 г.
Клод Моне 1926 г. одна из последних фотографий
Клод Моне в саду
Клод Моне в кровати,после операции  1923 г.
Клод Моне 1920 г.
Клод Моне дома
Моне гроба на кладбище в Живерни,8 декабря 1926 г.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Клод Моне - Стиль и техника

Смотрите также