Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти

21241
Микеланджело Буонарроти

1475

Родился в итальянском городке Капрезе в аристократической семье. Спустя несколько недель после рождения семья возвращается в свой родной город Флоренцию

1488

Поступает в подмастерья к художнику Доменико Гирландайо

1489

Переходит в школу скульптора Бертольдо. Некоторое время живёт во дворце Лоренцо де Медичи Великолепного,который покровительствует молодому художнику

1492

После смерти Лоренцо едет домой

1494

Покидает Флоренцию,которой грозит вторжение французов

1495

Возвращается во Флоренцию после посещения Венеции и Болонь

1496

Уезжает из Флоренции в Рим. Получает первый большой заказ на статую Вакха

1498

Начинает работу над мраморной скульптурой "Пьета"для кардинала Рафаэля Риарио

1501

Возвращается во Флоренцию. Получает заказ на Давида

1508

Получает заказ на роспись свода Секстинской капеллы в Ватикане

1512

Законченная фреска признана шедевром,а Мекиланджело - величайшим художником в мире

1519

Приступает к работе над усыпальницей Медичи в церки Сан-Лоренцо

1525

Приступает к работе над библиотекой Лауренциана

1529

Отвечает за оборонительные сооружения Флоренции,осаждённой войсками Медичи

1534

Возвращается в Рим. Получает заказ на картину "Страшный суд"для алтарной стены Сикстинской капеллы

1546

Начиная с этого года,занимается реконструкцией собора святого Петра в Риме

1564

Умирает 18 февраля в возрасте 88 лет. Похоронен во Флоренции,в церкви Санта-Кроч

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело.

Капрезе - Микеланджело. Панорама города
Капрезе - Дом Микеланджело
Капрезе - Микеланджело
Капрезе - Дом Микеланджело

Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности подесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы подошёл к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Лодовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Семье приходилось жить на те деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трёх милях от Флоренции.

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНИЯ

Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотёса, поскольку средств на содержание большой семьи катастрофически не хватало. Там Буонарроти научился работать с глиной и познал азы обращения с резцом. Камень в окрестностях Флоренции добывали с давних пор, и Микеланджело любил говорить впоследствии, что "впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора". Спустя некоторое время мальчик был отправлен в школу, но его больше интересовали уроки рисования, которые он получал, общаясь с художниками и перерисовывая в церкви фрески и иконы. Художественные наклонности у Микеланджело проявились в раннем возрасте, однако отец, в соответствии со своими понятиями об аристократизме, долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Микеланджело проявил характер и, в конце концов, добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Это случилось в апреле 1488 года.

Первой серьёзной художественной работой Микеланджело Буонарроти был рисунок, сделанный с гравюры Шонгауэра во время обучения в мастерской Гирландайо.

Доменико Гирландайо. Автопортрет. Учитель Микеланджело
Микеланджело. Терзания святого Антония. 1487—1489

Вначале юноша сделал копию с гравюры, а затем нарисовал с нее картину, увеличив в размерах и расписав ее красками. По воспоминаниям одного из учеников, Микеланджело специально ходил в рыбные ряды, чтобы в деталях рассмотреть строение плавников, рыбьих хвостов и других элементов, а затем перенести увиденное на бумагу.

Уже в следующем году он перешёл в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи (прозванного Великолепным). Лоренц Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи и сразу сумел распознать талант юного Микеланджело.

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Покровитель Микеланджело
Бертольдо ди Джованни. Учитель Микеланджело
Палаццо Медичи-Риккарди. Флоренция
Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Внутренний двор

Некоторое время Микеланджело жил во дворце Медичи. Лоренцо относился к нему как к любимому сыну. Там Буонарроти имел возможность познакомиться с роскошной коллекцией, включавшей не только работы Мазаччо, Донателло, Джотто, но также и античных авторов. Увиденное оказало огромное влияние на последующее творчество Микеланджело Буонарроти: он осознал, что скульптура и живопись существенно отличаются друг от друга не только по форме, но и по внутреннему содержанию. Если живописец, рисуя картину, запечатлевает на холсте то, что видит, дополняя это своими внутренними эмоциями, то скульптор опирается в первую очередь на свое внутреннее видение и придает каменной глыбе соответствующую форму.

ВЫНУЖДЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. Во Флоренции в это время начались политические настроения, и в конце 1494 года Микеланджело покинул город. Посетив Венецию и Болонью, в конце 1495 года он вернулся обратно. Но ненадолго. Новое республиканское правление не способствовало умиротворению городской жизни, ко всему прочему нагрянула эпидемия чумы. Микеланджело продолжил свои скитания. 25 июня 1496 года он появился в Риме.

Следующие пять лет он провёл в "Вечном городе". Здесь его ждал первый большой успех. Вскоре после прибытия Микеланджело получил заказ на мраморную статую Вакха для кардинала Рафаэля Риарио, а в 1498-1499 годах ещё один - на мраморную композицию "Пьета" (в изобразительном искусстве так традиционно называлась сцена оплакивания Христа Богоматерью). Микеланджеловскую композицию признали шедевром, что ещё более упрочило его положение в художнической иерархии. Следующим заказом стала картина "Погребение", но её художник не закончил, в 1501 году вернувшись во Флоренцию.

Микеланджело. Бахус. Вид спереди. 1496-97
Микеланджело. Бахус.  Вид сзади. 1496-97
Микеланджело. Пьета. Оплакивание Христа. 1499
Микеланджело. Погребение. 1500-1501. Неоконченное произведение

Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело получил заказ на огромную статую Давида. Величественная статуя достигала в высоту 4,3 метра и была изваяна из цельного куска белого карраркого мрамора.

Завершённый в 1504 году "Давид", подобно "Оплакиванию Христа" в Риме, укрепил репутацию Микеланджело во Флоренции. Статую, вместо ранее планировавшегося места (у городского собора), установили в самом сердце города, напротив Палаццо Веккьо, где размещалось правительство города. Она стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу своих граждан.

Микеланджело. Давид. Вид спереди. 1504
Микеланджело. Давид. Фрагмент Ступня правая
Микеланджело. Давид. Фрагмент Голова слева
Микеланджело. Давид. Вид сзади. 1504
Микеланджело. Давид. Фрагмент Рука правая

НЕЗАКОНЧЕННОЕ СРАЖЕНИЕ

Любопытна история ещё одного заказа, поступившего от города, - на картину "Битва при Кашине" для Палаццо Веккьо. Её сюжетом должна была стать победа флорентийцев над пизанцами в битве при Кашине, произошедшей в 1364 году. Драматизм ситуации усугублялся тем, что вторую картину для Палаццо Веккьо ("Битва при Ангиари") брался писать Леонардо да Винчи.

Микеланджело. Картон к Битве при Кашине. Ок. 1505
Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари. Копия работы Рубенса. Ок. 1503-1506

Леонардо был на 20 лет старше Микеланджело, но молодой художник принял этот вызов с открытым забралом. Леонардо и Микеланджело недолюбливали друг друга, и многие с интересом ждали, чем закончится их соперничество. К сожалению, обе картины не были завершены. Леонардо оставил свою работу после сокрушительной неудачи, которую потерпел, экспериментируя с новой техникой настенной росписи, а Микеланджело, создав великолепные этюды к "Битве при Кашине", уехал в марте 1505 года в Рим по зову папы Юлия II.

ЗАКАЗЫ ОТ РИМСКИХ ПАП

Впрочем, добрался он до места назначения лишь в январе 1506 года, проведя несколько месяцев в каменоломнях Каррары, где отбирал мрамор для заказанной ему усыпальницы папы Юлия II.

Каменоломни Каррары сегодня
Каменоломни Каррары. Добыча мрамора
Каменоломни Каррары
Каррарский мрамор Бьянко

Первоначально планировалось украсить её сорока скульптурами, но вскоре папа охладел к этому проекту, а в 1513 году умер. Началась многолетняя тяжба между художником и родственниками усопшего. В 1545 году Микеланджело всё же закончил работу над гробницей, оказавшейся лишь бледной тенью первоначально замысла. Сам художник называл эту историю "трагедией с усыпальницей".


Микеланджело. Первоначальный проект гробницы папы Юлия II
Микеланджело. Усыпальница папы римского Юлия II
Микеланджело. Второй вариант гробницы папы Юлия II

Зато другой заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Её художник выполнил между 1508 и 1512 годами. Когда фреска было представлена на суд зрителей, её признали произведением нечеловеческой мощи.

Микеланджело. Свод потолка Секстинской капеллы. Общий вид. 1508-1512
Микеланджело. Пророк Иоиль. Потолок Сикстинской Капеллы. Фрагмент. 1508-1512
Микеланджело. Пророк Иезекииль. Потолок Сикстинской Капеллы. Фрагмент. 1511
Микеланджело. Пророк Даниель. Потолок Сикстинской Капеллы. Фрагмент
Микеланджело. Пророк Иеремия. Потолок Сикстинской Капеллы. Фрагмент. Ок. 1512
Микеланджело. Езекия, Манассия и Амон. Потолок Сикстинской Капеллы. Фрагмент. Ок. 1508-1511
Микеланджело. Иессуй, Давид и Соломон. Потолок Сикстинской Капеллы. Фрагмент. 1511
Микеланджело. Иосия, Иехония и Салафииль. Потолок Сикстинской Капеллы. Фрагмент.

Сменивший папу Юлия II на папском престоле Лев Х (Медичи) в 1516 году заказал Микеланджело проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Его вариант в 1520 году был отклонён, но это не помешало художнику получить следующие заказы для той же церкви. К выполнению первого из них он приступил в 1519 году, это была усыпальница Медичи. Второй проект - знаменитая библиотека Лауренциана для хранения книг и манускриптов, принадлежавших семье Медичи. Занятый этими проектами, Микеланджело большую часть времени оставался во Флоренции.

Микеланджело. Капелла Медичи. Внутренний интерьер
Микеланджело. Капелла Медичи. Ночь
Микеланджело. Капелла Медичи. Джулиано Медичи
Микеланджело. Капелла Медичи. Лоренцо Медичи
Микеланджело. Капелла Медичи. Вечер
Микеланджело. Галерея внутреннего двора библиотеки Лауренциано
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Вестибюль с парадной лестницей
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Потолок в вестибюле
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Парадная лестница в вестибюле
Микеланджело. Библиотека Лауренциано. Парадная лестница в вестибюле. Перила и ступени

В 1529-1530 годах он отвечал за городские оборонительные сооружения в противостоянии с войсками Медичи (их изгнали из Флоренции в 1527 году). В 1530 году Медичи вернули себе власть, и Микеланджело, спасая свою жизнь, бежал из города. Однако папа Климент VII (тоже из рода Медичи) гарантировал Микеланджело безопасность, и художник вернулся к прерванной работе.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В РИМ

В 1534 году Микеланджело вновь, и уже навсегда, возвратился в Рим. Папа Климент VII, собиравшийся поручить ему роспись "Воскресение" для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на второй день после приезда художника. Новый папа, Павел III, вместо "Воскресения" заказал для той же стены роспись "Страшный суд". Эта огромная фреска, законченная в 1541 году, ещё раз подтвердила гениальность Микеланджело.

Последние двадцать лет своей жизни он почти целиком посвятил архитектуре.

При этом он ещё успел создать две замечательные фрески для капеллы Паолина в Ватикане ("Обращение Савла" и "Распятие св. Петра", 1542-1550 года).

Микеланджело. Страшный суд. 1537-1541
Микеланджело. Обращение Савла. 1542—1545
Микеланджело. Распятие святого Петра. 1546-1550

Начиная с 1546 года, Микеланджело занимался реконструкцией собора святого Петра в Риме. Отказавшись от ряда идей своих предшественников, он предложил своё собственное видение этого здания. Окончательный вид собора, освящённого лишь в 1626 году, всё-таки, прежде всего, плод именно его гения.

Микеланджело. Собор Святого Петра в Риме
Микеланджело. Купол собора Святого Петра в Риме. Снаружи
Микеланджело. Купол собора Святого Петра в Риме. Внутри
Микеланджело. Собор Святого Петра в Риме. Архитектура

Микеланджело всегда был глубоко верующим человеком; к концу жизни его религиозное чувство обострилось, о чём свидетельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распятие, и две скульптурные группы "Пьета".

Микеланджело. Христос на кресте. Ок. 1541
Микеланджело. Христос на кресте. Ок. 1541
Микеланджело. Распятие с Марией и Иоанном Евангелистом. Ок. 1550-1556
Микеланджело. Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Ок. 1547—1555
Микеланджело. Пьета (Положение во гроб). Иосиф Аримафейский. Предположительно автопортрет. Ок. 1547—1555
Микеланджело. Пьета Ронданини. 1555-1564
Микеланджело. Пьета Ронданини. Фрагмент Ноги

В первой художник изобразил самого себя в образе Иосифа Аримафейского. Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года, в доме на виа Мачель де Корви, снесённом в конце XIX века при реконструкции площади Венеции. Теперь на его месте находится монумент "Алтарь Отечества". Микеланджело прожил почти целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.

Микеланджело в равной мере сочетал в себе талант скульптора, живописца и мыслителя. Из-под его руки выходили шедевры, посвящённые красоте человека. Скульптурным и живописным произведениям Микеланджело присущи драматизм образов, пластичность и вместе с тем сложность поз персонажей, монументализм и многоплановость образов. Принадлежащие его перу сонеты являют собой образцы стихотворного искусства и посвящены таким философским темам, как счастье, любовь, одиночество. Часть из них еще при жизни гения была положена на музыку; стихотворения Микеланджело вдохновляли композиторов разных эпох вплоть до нашего времени.

Микеланджело. Письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой

На этом листе, украшенном автокарикатурой, художник шутливо причитает, рассказывая о своей работе над фреской Сикстинской капеллы: "Я получил за труд лишь зоб, хворобу; да подбородком вклинился в утробу. Грудь как у гарпий; череп, мне на злобу; Полез к горбу, и дыбом - борода; А с кисти на лицо течёт бурда". (перевод А. Эфроса)

Микеланджело Буонарроти - выдающийся представитель эпохи Возрождения, а также раннего барокко. Работы Микеланджело Буонарроти высоко ценились его современниками и стали образцом высокого искусства для многих последователей мастера, а также представителей других течений. Свидетельством уважительного отношения к Микеланджело является его биография, которая была издана еще при жизни мастера.

ВНЕШНОСТЬ

Существует несколько портретов Микеланджело. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением.

Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и д’Оланда: «Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый. Голова у него была круглая, лоб квадратный, изрезанный морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черные, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками. Широкий прямой нос с небольшой горбинкой. Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна, скуластое лицо со впалыми щеками».

Вероятно Себастьяно дель Пьомбо. Портрет Микеланджело Буонарроти. ок. 1520
Лоренцо Лотто. Портрет Микеланджело
Якопино дель Конте. Портрет Микеланджело. 1535

Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности.

Микеланджело не оставил после себя ни одного задокументированного автопортрета. Однако, ряд его работ исследователями считаются возможными изображениями художника. Среди них — «Святой Прокл Болонский», голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в скульптурной группе «Дух победы», лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска «Страшный суд»).

Микеланджело. Святой Прокл Болонский. Фрагмент. Ок. 1494-1495.
Микеланджело. Дух победы. Вероятно голова побеждённого - автопортрет. 1532—1534
Микеланджело. Сикстинская капелла. Юдифь и Олоферн. Вероятно голова - автопортрет Микеланджело
Микеланджело. Святой Варфоломей. Страшный суд. Лицо на снятой коже вероятно автопортрет

Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа», хотя это утверждение не является однозначным. После смерти Микеланджело, Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Особое место среди друзей и знакомых Микеланджело занимал римский дворянин Томмазо Кавальери. "Всех больше, писал Вазари, - любил он, несомненно, молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, страстно преданного искусству. Микеланджело сделал на картоне его портрет в натуральную величину - свой единственный портрет с натуры, ибо он отвергал натурную живопись, разве что речь шла о людях выдающейся красоты".

Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери в августе 1532 г., во время приезда в Рим из Флоренции. Пик их дружбы падает на 1533-1535 гг., когда художник написал лучшие из своих любовных сонетов и полные отчаяния самоуничижительные письма. Он посылал своему юному другу рисунки на античные темы: "Стрелки из лука", "Ганимед", "Титий", "Вакханалия", "Падение Фаэтона", смысл которых можно интерпретировать как неоплатонические аллегории "сжигающей страсти", "губительной любви" и "смертельного томления".

Благородство и красота Кавальери покорили сердце Микеланджело. Он забрасывает юношу восторженными письмами, посвящает ему любовные сонеты. Кавальери никогда не злоупотреблял страстью своего друга, принимая знаки его внимания с достоинством и почтительностью. Он сохранил преданность Микеланджело до конца его дней, помогал ему в делах, после смерти художника был его душеприказчиком. Кавальери много сделал для того, чтобы сохранить его бумаги, планы и эскизы для застройки Капиталийского холма, проследил за тем, чтобы начатые работы были продолжены в соответствии с замыслом мастера. Никто, кроме Аретино - итальянского писателя Позднего Ренессанса, сатирика, публициста и драматурга, не осквернил их дружбы грязными подозрениями. Бенедетто Варки - итальянский гуманист и писатель XVI века, когда приезжал в Рим, встречался с Кавальери в мастерской Микеланджело, и тот произвел на него самое лучшее впечатление. Позднее он писал: "Когда я встретился с мессером Томмазо Кавальери, он поразил меня не только своей несравненной красотой, но также и приятностью обхождения, тонким умом и редким душевным благородством; такой человек вполне заслужил любви и лишь вырастал в глазах при более близком знакомстве".

Микеланджело. Дух победы. 1532—1534. По некоторым версиям в образе юноши изображён Томмазо Кавальери, а в  образе побеждённого - Микеланджело
Портрет работы Себастьяно дель Пьомбо. Виттория Колонна
Виттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX века
Микеланджело. Виттория Колонна

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара. Здесь эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызвал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Исследователи писали по поводу сонетов Микеланджело, посвящённых Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело».

Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д'Олланда.

Работы художника

Читайте о художнике

Читайте о художнике Микеланджело Буонарроти - Стиль и техника»

Смотрите также