О работе:
В январе 1937 года Пикассо получил от правительства Испании заказ на большую картину для национального павильона на Международной выставке, которая должна была состояться летом того же года в Париже. Художник не приступал к работе до тех пор, пока не услышал о бомбардировке города Герники немецкими союзниками генерала Франко, возглавившего антиреспубликанское вооружённое восстание.
Сам Пикассо никогда не был в Гернике, но известие об убийствах мирных граждан разгневало и ужаснуло Пикассо. Бомбардировка имела место 26 апреля, а уже в начале мая Пикассо сделал первые наброски. Спустя всего десять дней он был готов приступить к работе. Однако на пути к этому возникло препятствие. Огромный холст оказался слишком велик, и его не получалось установить строго вертикально в арендованной специально комнате - не позволяли её размеры. Пикассо пришлось наклонить его и писать верхнюю часть картины со стремянки длинной кистью. Спустя два месяца после события, послужившего толчком к созданию картины, она была закончена и выставлена в павильоне Испании на выставке. Картина написана маслом в чёрно-белых тонах и этим самым напоминает монохромную хронику страшных событий.
Бык, с его безжалостной мордой, остаётся единственным живым существом на картине, не испытывающим ужаса. Как объяснял Пикассо, бык символизирует «жестокость и тьму».
Голова лошади, освещённая яркой лампой, - воплощённая боль. Пикассо считал, что «лошади олицетворяют народ».
Слева расположена фигура матери, держащей на руках мёртвого ребёнка. Её голова неестественно запрокинута назад, а черты лица ненормально искажены, резко контрастируя со спокойным лицом убитого ребёнка.
Под копытами умирающего скакуна лежит мужчина-солдат, тело которого разрублено на отдельные части. Колоссальное впечатление оказывает зажатый в руке цветок, символ невинности, в сочетании с широко открытыми, но уже мёртвыми глазами. На руках можно рассмотреть стигматы, как подтверждение невинно убиенного человека.