Авиньонские девицы

Авиньонские девицы

14097
Авиньонские девицы

О работе:

Это пронзительное полотно стало поворотной точкой в истории искусства XX века. Работая над картиной, Пикассо преднамеренно стремился опровергнуть традиционное представление о том, что художник должен изображать на своей картине только то, что он видит в одном определённом ракурсе.

Пикассо чувствовал себя как дома в мире проституток и борделей, вдохновивших его на создание большинства его работ. Изображённые на картине «девушки» на самом деле были проститутками из барселонского публичного дома. Вначале все пять обнажённых женских фигур Пикассо написал в «иберийском» стиле, характерном для старинной испанской живописи. Однако летом 1907 года Пикассо попал под очарование искусства Африки и Океании.

Художник сгущает коричневые тона на стоявшей слева фигуре, а лица двух стоящих справа женщин превращает в пугающие маски. Фигура присевшей женщины искажена и показана одновременно спереди и сзади, что было для того времени крайне революционной идеей. В итоге картина объединяет в себе несколько точек взгляда, и зритель видит то, что мог видеть художник, перемещаясь вокруг натурщиц.

Скорее всего свой первый сексуальный опыт Пабло Пикассо приобрёл в возрасте 14 лет в одном из многочисленных публичных домов Барселоны. На протяжении всей жизни секс оставался одной из главных тем в творчестве художника. В начале своей карьеры Пикассо особенно часто изображал одновременно отвратительный и притягательный мир общественного «дна», мир, который так хорошо был ему знаком. Для Пикассо проститутки были не только и не столько представительницами «дна» и исчадиями ада. На многих картинах (особенно написанных во время «голубого периода»), он заострял внимание на печальных сторонах жизни проституток.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо. Фрагмент 1

Иберийские глаза

Эта «иберийская» фигура (как и девушка, стоящая рядом), с большими, похожими на раковины, ушами и упрощённо изображёнными, стилизованными глазами, должна воплощать красоту - по контрасту с уродливыми фигурами, расположенными справа. Нюанс: лицо девушки написано анфас, а нос - в профиль.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо. Фрагмент 2

Геометрическая грудь

Параллельные мазки красного и зелёного помогают художнику нарисовать неестественно квадратную грудь девушки. Изображение груди отсылает нас одновременно как к искусству африканских ритуальных масок, так и к западным приёмам ретуширования.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо. Фрагмент 3

Раздробленный занавес

Раздробленные, со скользящими белыми бликами, угловатые складки синего занавеса указывают на то, что, работая над картиной, Пикассо «оглядывался» на Эль Греко. Но ещё больше здесь прослеживается влияние Сезанна, который, предвосхищая появление кубизма, писал пространство с помощью плоскостей и граней.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо. Фрагмент 4

Маска присевшей девушки

Лицо присевшей девушки превращено в жуткую маску. Эта маска - символ плотской любви и смерти. Её широко раскрытые, асимметричные глаза написаны контрастным цветом, а нос девушки изогнут наподобие косы поперёк лица, искажённого пурпурными и чёрными бороздками. Этот образ восходит, с одной стороны, к ритуальным маскам, а с другой, есть результат посещений Пикассо госпиталя тюрьмы Сен-Лазар, где он мог вблизи наблюдать обезображенные лица сифилитиков.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо. Фрагмент 5

Символический натюрморт

На фоне белой скатерти с приподнятым и направленным вглубь картины углом (многие видели в этом сексуальную метафору) разложены фрукты. Они написаны неестественным цветом - терракотой и белилами - и обведены чётким чёрным контуром. Этот натюрморт символизирует увядание и смерть.

Авиньонские девицы, Пабло Пикассо. Фрагмент 6

Розовато-лиловая линия

Написанная в профиль нога «оттягивающей занавес» девушки окрашена в телесные тона розового и охры. Кроме того, она грубо оконтурена контрастными штрихами розовато-лилового тона, перекликающегося с цветом кожи присевшей девушки. Пикассо пользовался здесь ограниченной палитрой, что позволило ему - при отсутствии стилистического единства - создать целостную композицию.

После смерти Пикассо были обнаружены пятнадцать ранее неизвестных альбомов, в которых запечатлелась вся работа, проведённая им в ходе подготовки к созданию «Авиньонских девиц». Выяснилось, что художник сделал сотни рисунков и набросков, прежде чем остановился на полностью устроившей его композиции. По признанию самого Пикассо, он написал картину «в два приёма». Первый этап продолжался с марта по май 1907 года, когда Пикассо экспериментировал с композицией и деталями картины. Тогда он предполагал изобразить шесть или семь персонажей, включая студента-медика и матроса. Используя различную технику - графитовый карандаш, уголь, пастель, акварель, гуашь и индийскую тушь, - художник заполнял набросками страницу за страницей. После месячного перерыва Пикассо возвращается к «Девицам». Именно тогда он расстаётся с мужскими фигурами, оставляя пять женских. Второй, заключительный, этап запечатлён лишь в нескольких набросках - похоже, к тому времени Пикассо уже окончательно решил для себя все композиционные задачи.

Другие названия картины:

  • Философский бордель

Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Кубизм
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1907
  • Размер:243,9 * 233,7 см
  • Музей:Музей современного искусства, Нью-Йорк

Биография художника

Биография Пабло Пикассо

Другие работы художника