О работе:
Это лучшая картина в ряду жанровых полотен Васнецова, принёсших ему известность в первой половине 1870-х годов. Благодаря этим работам передвижники и опознали его как «своего». Увлечение подобными сюжетами, совершенно чуждыми академической живописи, - одна из причин добровольного ухода Васнецова из Академии. Перекличка этой и других васнецовских картин этого ряда с жанровыми зарисовками передвижников В. Перова (вспомним хотя бы его знаменитую «Тройку») и В. Маковского очевидна.
Пафос этого произведения имеет критический характер и вполне отвечает теории и практике передвижничества, в основе которых лежит убеждение в том, что честное изображение язв общества является залогом его переустройства на началах разума и гуманизма. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира «униженных и оскорбленных». Законодатель тогдашних художественных мод В. Стасов писал о ней: «Я думаю, каждый из нас таких встречал. Что за бедные люди, что за печальная природа человеческая! Прекрасная картина!»
На лицах стариков, изгнанных по «бедности» из прежнего жилища, написаны страдание, а в их глазах застыли недоумение и растерянность.
Шпиль Петропавловской крепости служит топографическим указателем, усиливая «достоевское» звучание этого произведения.
Бездомная собака, съёжившаяся от холода, — очевидный символ, как бы удваивающий критическую направленность картины.
Жалкие пожитки героев картины, собранные в узел, равно как и скудное платье, подчёркивают их бедность.