О работе:
Васнецов как-то признался Рериху, что «Алёнушка» — его любимейшее произведение. Он начал писать эту картину на сюжет русской сказки летом 1881 года в Ахтырке под Абрамцевом. Завершая работу над ней зимой в Москве, художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых, где упоенно слушал Баха, Моцарта, Бетховена, — быть может, именно поэтому само полотно вышло из-под его кисти столь музыкальным. Это опять же не «комментарий» к фольклорной истории, а трепетное вчувствование в её настроение; более того, создание этого настроения с помощью точных пейзажных деталей. «Картина как будто давно жила в моей голове, — рассказывал Васнецов, — но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах... Каким-то особым русским духом веяло от неё».
Лицо, скорбно и напряжённо сцепленные пальцы, сама поза — всё говорит о глубокой грусти героини этого полотна.
Птицы, сидящие на ветвях деревьев, словно оберегают девушку от неверного шага; кажется, они вот-вот заговорят человеческими голосами, и это ощущение точно соответствует атмосфере русской сказки.
Загрубевшие ноги Алёнушки недвусмысленно указывают нам на «крестьянский» прототип, с которого Васнецов писал свою героиню.
Тёмная вода омута будто притягивает потерявшую себя от отчаяния Алёнушку. Это была одна из первых русских картин, где переживания человека передавались через тонко воспроизведённое состояние природы.