Богатыри

Богатыри

21965
Богатыри

О работе:

Эта картина Васнецова — по-настоящему народный шедевр. В ходе недавно проведенного в России статистического исследования на вопрос: «Какую картину вы назвали бы символом отечественного искусства?» — более трети опрошенных (37%) ответили: «Богатырей» Васнецова.

«Богатыри» занимают особое место в творчестве художника, это своеобразная константа его жизни. Он работал над полотном почти тридцать лет — первый набросок датируется 1871 годом. Знаменитый парижский эскиз, в котором уже найдено основное композиционное решение, — 1876 годом (его художник набросал в парижской мастерской Поленова). Закончена картина была весной 1898 года. Уже в апреле 1898 года её купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. Картина оказалась смысловым «ядром» первой персональной выставки Васнецова, устроенной в том же году. Художник признавался: «"Богатыри" были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...»

Преклонение перед народом, культивируемое в русской культуре XIX века, диктовало и выбор тем для изобразительного искусства. Поиск шёл по двум направлениям — с одной стороны, популярным становилось критическое искусство, «бичевавшее» тех, кто повинен в угнетении народа. На этом поприще прославились передвижники. С другой стороны, художники увлеклись истоками народной культуры, фольклором, перенося фольклорные сюжеты в современную живопись. И в этом тоже первыми были передвижники: назовём хотя бы И. Репина, В. Максимова, В. Перова. Для одних это увлечение оказалось кратковременным, у других (и туг самым последовательным и глубоким стал Васнецов) — легло в основу всего творчества. Позднее, на рубеже веков, фольклорное эхо зазвучало иной музыкой — сюжеты былин и народных преданий, в соответствии с требованиями эпохи, получили символистское истолкование (как это случилось в живописи М. Врубеля).

Богатыри, Виктор Васнецов. Фрагмент 1

Добрыня Никитич

Добрыня написан Васнецовым в соответствии с представлениями народного эпоса, характеризующего этого богатыря как человека опытного, мужественного, предусмотрительного и образованного (в молодости он прошёл «школу» у шести старцев). «Дело моё поляковать в поле чистом; биться с ворогами сильными, боронить людей добрых», — доносят до нас былины голос Добрыни.

Богатыри, Виктор Васнецов. Фрагмент 2

Илья Муромец

«Матёр человек Илья Муромец», — образно говорит о знаменитом витязе былина. Васнецов изображает его простым бесхитростным человеком и могучим воином. Кряжистость, основательность, спокойная сила, боевой опыт сочетаются в Илье Муромце с благостью, великодушием и добродушием.

Богатыри, Виктор Васнецов. Фрагмент 3

Ракурс

В ранних набросках линия горизонта располагалась ниже; в картине Васнецов значительно поднял её — в результате зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх. Этот приём позволил художнику «расширить» пейзаж, значительно подробнее показав ту землю, оборонять которую вышли русские витязи.

Богатыри, Виктор Васнецов. Фрагмент 4

Психологическая деталь

Картина Васнецова полна психологических деталей, уточняющих образы её персонажей. К таким деталям относятся гусли, прикреплённые к седлу Алёши Поповича, — эти гусли подсказывают зрителю, что перед ними не только храбрый воин, но и весельчак, гусляр и песенник.

Богатыри, Виктор Васнецов. Фрагмент 5

Упряжь

«А и конь под Ильёй лютый зверь», — свидетельствует сказание. На строптивость нрава верного товарища Ильи Муромца указывает массивная металлическая цепь, которой только и можно обуздать его.

Богатыри, Виктор Васнецов. Фрагмент 6

Меч-кладенец

Добрыня решительно вынимает из ножен свой меч, готовый броситься в сечу. С образом этого богатыря связано множество чудес. «Добрынюшка напялил на плечи броню заговоренную, ту броню не срубит никакой булат». И меч у него не простой, а волшебный: меч-кладенец от самого Змея Горыныча. Тоже, значит, заговоренный.

В центр композиции этого шедевра помещён Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце — о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах — сопровождают каждого русского человека с детства. Менее известно то, что Илья Муромец — вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране родины, он «роздал нажитые богатства на украшение храмов», постригся в монахи в Киево-Печёрском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVII века.

Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая величественный образ знаменитого русского богатыря. При этом он старался по возможности точно воспроизвести реалии исторического времени — военная амуниция, упряжь коней, одежда не являются плодом художественной фантазии: всё это Васнецов видел в музеях, встречал (описания и изображения) в исторической литературе. Продумано до мелочей и колористическое решение картины — цвета русских полей, на защиту которых выехали богатыри, сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения.

Характеристики:

  • Вид искусства:Живопись
  • Стиль:Романтизм, Символизм
  • Техника:Масло
  • Дата создания:1898
  • Размер:295,3 * 446 см
  • Музей:Государственная Третьяковская галерея, Москва

Биография художника

Биография Виктор Михайлович Васнецов

Другие работы художника